Расположение контактов разъема 40 pin матрицы. Мир периферийных устройств пк. Приступим к подключению
Эра технологий - Информационный сайт
  • Главная
  • Социальные сети
  • Расположение контактов разъема 40 pin матрицы. Мир периферийных устройств пк. Приступим к подключению

Расположение контактов разъема 40 pin матрицы. Мир периферийных устройств пк. Приступим к подключению

Знать разъемы матриц ноутбуков необходимо, чтобы определить, какая модель матрицы подойдет для замены пострадавшего элемента экрана. Нет необходимости приобретать оригинальные комплектующие, чаще всего можно подобрать аналоги других производителей, обладающие теми же характеристиками. Сделать это можно, используя информацию о технических параметрах вашего ноутбука, сведения об установленном типе матрицы можно найти на ней самой или воспользоваться специальными программами.

Разъем матрицы ноутбука определяется по количеству контактных ножек, их число может быть равно 20, 30 или 40. Наиболее распространенными стали 30- и 40-контактные разъемы, они присутствуют почти на всех моделях ноутбуков. 30-контактные разъемы устанавливаются на ламповых матрицах, и они считаются устаревшими. Если ноутбук выпущен давно, найти аналогичную деталь от того же производителя бывает сложно, приходится подбирать аналоги, соответствующие не только по разъему, но и по целому ряду дополнительных технических характеристик.

Если вы выбираете светодиодную матрицу, необходимо обратить внимание на разъем подсоединения шлейфа: он может иметь правостороннее и левостороннее расположение, при правостороннем варианте шлейф будет более длинным.

Можно перечислить несколько широко распространенных и редко встречающихся разъемов для матрицы ноутбука:

  • 14 pin и 20 pin - экзотика, которая еще встречается на ноутбуках старого образца. Для устаревшего ноутбука сложно подобрать комплектующие, иногда проще и дешевле просто приобрести новое устройство, чем подбирать запчасти для замены.
  • 20 pin slim, другое название такого разъема «гребенка». Это еще один вариант экзотики, сегодня такой разъем можно встретить только на технически устаревших моделях.
  • 20 pin new standart. Разъем такого типа применяется на матрицах с диагональю меньше 14 дюймов, сегодня такой вариант встречается относительно редко.
  • 30 pin - распространенное решение, разъем используется на матрицах с диагональю 14-20 дюймов.
  • 40 pin - самый распространенный на сегодня вариант, он устанавливается преимущественно на матрицах с диагональю 15,6 дюйма. Именно такие матрицы выпускаются производителями LG-Philips, Samsung, Chi Mei и многими другими. По таблицам совместимости можно подобрать модели, идентичные по всем техническим параметрам.
Замена разъема матрицы ноутбука требует отработанных навыков пайки, поэтому самостоятельно браться за такую работу не рекомендуется. Полностью восстановить пострадавший разъем крайне сложно, обычно все равно приходится менять пострадавшую деталь на новую. Распиновка разъема матрицы ноутбука и их взаимная совместимость указывается в таблицах на сайтах производителей, а также на специализированных форумах.

Подбор подходящей для замены матрицы

Несмотря на то, что уже несколько лет производители выпускают матрицы со стандартизованными разъемами, при выборе аналогов все равно возникают сложности. Самый простой вариант решения проблемы - воспользуйтесь помощью консультантов нашего интернет-магазина. По модели ноутбука специалисты подберут все необходимые для ремонта комплектующие, мы выберем для вас оригинальные детали или полностью совместимые аналоги от других производителей.

Сотрудникам сервисных центров гарантируются дополнительные скидки, а также предоставляются профессиональные консультации по замене комплектующих. Воспользуйтесь выгодным предложением - в нашем магазине широкий ассортимент матриц для ноутбуков. Если вы не можете понять, какую матрицу выбрать, позвоните нам и мы подберем оптимальную модель для вас.

Интерфейс LVDS на текущий момент времени является самым распространенным интерфейсом из всех используемых в мониторах настольного типа и в матрицах для ноутбуков. По сравнению с TMDS, интерфейсом LVDS обеспечивается более высокая пропускная способность, что и привело к тому, что LVDS, фактически, стал стандартом внешнего интерфейса для современной LCD-панели.

LVDS (TIA/EIA-644) – Low Voltage Differential Signaling (низковольтная дифференциальная передача сигналов) – это дифференциальный интерфейс для скоростной передачи данных. Интерфейс разработан фирмой National Semiconductor в 1994 году. Технология LVDS отражена в двух стандартах:

1. TIA/EIA (Telecommunications Industry Association/Electronic Industries Association) - ANSI/TIA/EIA-644 (LVDS)

2. IEEE (Institute for Electrical and Electronics Engineering) - IEEE 1596.3

Кроме того, этот интерфейс часто используется под торговой маркой FPD-Link TM. Вторым владельцем авторских прав на эту шину является компания Texas Instruments, которая выпускает ее под фирменной торговой маркой FlatLinkTM.

Интерфейс LVDS позже дорабатывался с целью увеличения пропускной способности и повышения надежности передачи данных, а также он выпускался другими разработчиками под разными торговыми марками, что внесло некоторую неясность в классификацию интерфейсов и складывается впечатление, что имеется множество различных шин. Так, например, разновидностями и торговыми марками интерфейса LVDS являются:

- FPD-Link TM ;

- FlatLink TM ;

- PanelBus TM ;

- OpenLDI TM .

Интерфейс LVDS во многом схож с интерфейсом TMDS, особенно в плане архитектуры и схемотехники. Здесь мы также имеем дело с дифференциальной передачей данных в последовательном виде. А это означает, что интерфейс LVDS подразумевает наличие трансмиттеров и ресиверов, осуществляющих точно такое же преобразование данных, как и в TMDS (о чем достаточно подробно рассказывалось в первой части статьи). Поэтому остановимся лишь на особенностях, отличающих интерфейс LVDS от интерфейса TMDS.

LVDS способен передавать до 24 битов информации за один пиксельный такт, что соответствует режиму True Color (16.7 млн. цветов). При этом исходный поток параллельных данных (18 бит или 24 бита) конвертируется в 4 дифференциальные пары последовательных сигналов с умножением исходной частоты в семь раз. Тактовая частота передается по отдельной дифференциальной паре. Уровни рабочих сигналов составляют 345 мВ, выходной ток передатчика имеет величину от 2.47 до 4.54 мА, а стандартная нагрузка равна 100 Ом. Данный интерфейс позволяет обеспечить надежную передачу данных с полосой пропускания свыше 455 МГц без искажений на расстояние до нескольких метров.

Трансмиттер LVDS состоит из четырех 7-разрядных сдвиговых регистров, умножителя частоты и выходных дифференциальных усилителей (рис.18).

Рис.18

Достаточно часто в литературе, в документации и на схемах можно встретить и несколько другое обозначение сигналов интерфейса LVDS. Так, в частности, широко применяется такое обозначение, как RX0+/-, RX1+/-, RX2+/-, RX3+/- и RXC+/-.

Входной сигнал CLK представляет собой сигнал пиксельной частоты (Pixel Clock) и он определяет частоту формирования сигналов R/G/B на входе трансмиттера. Умножитель частоты умножает частоту CLK в 7 раз. Полученный тактовый сигнал (7xCLK) используется для тактирования сдвиговых регистров, а также передается по дифференциальным линиям CLKP/CLKM.

7-разрядный параллельный код загружается в сдвиговые регистры трансмиттера по стробирующему сигналу, вырабатываемому внутренней управляющей логикой трансмиттера. После загрузки начинается поочередное «выталкивание» битов на соответствующую дифференциальную линию, и этот процесс тактируется сигналом 7xCLK.

Таким образом, на каждой из четырех дифференциальных линий данных (Y0P/YOM, Y1P/Y1M, Y2P/Y2M, Y3P/Y3M) формируется 7-разрядный последовательный код, передаваемый синхронно с тактовыми сигналами на линии CLKP/CLKM.

Обратное преобразование последовательного кода в параллельный осуществляется ресивером, входящим в состав LCD-панели, а поэтому вполне естественно, что ресивер, фактически, является зеркальным отражением трансмиттера.

Интерфейс LVDS используется для передачи как 18-разрябного цветового кода (3 цвета по 6 бит на каждый), так и 24-разрядного цвета (3 базовых цвета по 8 бит). Но в отличие от интерфейса TMDS, здесь каждому цвету не выделяется отдельная дифференциальная пара, т.е. каждый дифференциальный канал LVDS предназначен для передачи отдельных битов разных цветов. Кроме сигналов цвета, на LCD-панель должны передаваться еще:

- сигнал строчной синхронизации (HSYNC);

- сигнал кадровой синхронизации (VSYNC);

- сигнал разрешения данных (DE).

Эти управляющие сигналы также передаются по дифференциальным каналам, предназначенным для передачи данных, т.е. по линиям YnP/YnM. Таким образом, существует два варианта формата данных, передаваемых на LCD-матрицу.

Первый вариант соответствует 18-разрядному цветовому коду, и при этом на вход трансмиттера подается 21 разряд данных. Второй вариант – это 24-разрядный цветовой код, при котором на входе трансмиттера должно быть 27 бит данных. Разница между двумя этими вариантами, формально, небольшая и она отражена в табл.3.

Таблица 3.

18-разрядный цвет

24-разрядный цвет

R 0- R 5

R 0- R 7

G 0- G 5

G 0- G 7

B 0- B 5

B 0- B 7

HSYNC

HSYNC

VSYNC

VSYNC

Общая схема, поясняющая архитектуру интерфейса LVDS, представлена на рис.19.

Рис.19

То, какие разряды цвета и служебные сигналы будут передаваться по дифференциальной линии, определяется сигналами, подаваемыми на вход соответствующего сдвигового регистра трансмиттера. При этом, конечно же, необходимо понимать, что ресивер, расположенный на LCD-панели, будет осуществлять преобразование в обратном порядке и на его выходе будет получен точно такой же формат данных. А это все означает, что вполне конкретная LCD-панель оказывается привязанной к конкретной управляющей плате монитора. Такая привязка LCD-панели к управляющей плате, конечно же, неудобна большинству производителей, т.к. отсутствует какая-либо унификация. Именно поэтому, де-факто, практически всеми производителями LCD-дисплеев и LCD-панелей использовался вполне определенный формат входных данных, позволявший к любой плате подключать любую панель. Этот формат данных стал основой стандарта, разработанного ассоциацией VESA, и на сегодняшний день можно говорить, что LVDS превратился в унифицированный интерфейс, в котором однозначно прописан протокол передачи, формат входных данных, соединительный разъем и цоколевка разъема. На этот стандарт мы и будем опираться, так как выпускаемые сейчас панели соответствуют именно ему, и встретить уникальные LVDS-интерфейсы практически невозможно.

Итак, стандартный вариант распределения входных сигналов трансмиттера между его сдвиговыми регистрами представлен на рис.20.

Рис.20

В результате, протокол передачи данных по дифференциальным каналам интерфейса LVDS выглядит так, как это показано на рис.21.

Рис.21

Как показывает внимательный анализ рис.20 и рис.21, интерфейс отличается высокой универсальностью, в результате чего, фактически, решен вопрос совместимости LCD-панелей и управляющих плат. Причем разработчик монитора имеет возможность практически не заботиться о согласовании разрядности цвета скалера и LCD-панели. Так, например, если разработчик решил применить более дешевую LCD-панель (с 18-битным кодированием цвета), то в интерфейсе не задействуется дифференциальный канал RX3, в результате чего старшие разряды цвета просто-напросто «обрубаются». А вот при разработке более дорогой модели монитора, в которой применяется LCD-панель с 24-битным кодированием, производитель использует ту же самую управляющую плату и даже не изменяет программный код ее микропроцессора, и просто подключает эту панель через полнофункциональный интерфейс – и все работает. Кроме того, производитель монитора в своем изделии может использовать любую матрицу любого производителя, лишь бы он была оснащена интерфейсом LVDS и имела бы соответствующий форм-фактор (который, к слову сказать, тоже стандартизируется). Конечно же, широкий модельный ряд мониторов не всегда получают таким примитивным образом, но и недооценивать этот метод тоже не стоит. Положительным моментом использования LVDS является еще и то, что все это дает широкие возможности сервисным специалистам при ремонте LCD-мониторов.

В принципе, интерфейс LVDS может использоваться для передачи любых цифровых данных, о чем говорит широкое применение LVDS в телекоммуникационной отрасли. Однако, все-таки, наибольшее распространение он получил именно как дисплейный интерфейс. Для увеличения пропускной способности этого интерфейса, компания разработчик (National Semiconductor) расширила интерфейс LVDS и удвоила количество дифференциальных пар, используемых для передачи данных, т.е. теперь их стало восемь (см. рис.22).

Рис.22

Это расширение получило название LDI – LVDS Display Interface. Кроме того, в спецификации LDI улучшен баланс линий по постоянному току за счет введения избыточного кодирования, а стробирование производится каждым фронтом такового сигнала (что позволяет вдвое повысить объем передаваемых данных без увеличения тактовой частоты). LDI поддерживает скорость передачи данных до 112 МГц. В документации данная спецификация встречается также и под наименованием OpenLDITM, а у отечественных специалистов отклик в душе нашел термин «двухканальный LVDS».

Интересно отметить, что в интерфейсе LVDS (LDI) имеется 8 дифференциальных пар, предназначенных для передачи данных, и две дифференциальные пары тактовых сигналов, т.е. в LDI имеется два, практически, независимых полнофункциональных канала, передача данных в каждом из которых тактируется собственным тактовым сигналом. Напомним, что в двухканальном TMDS оба канала передачи данных тактируются единым тактовым сигналом.

Естественно, что наличие двух каналов позволяет вдвое увеличить пропускную способность интерфейса, так как за один пиксельный такт можно предать информацию о двух пикселях. При этом один канал предназначен для передачи четных точек экрана (канал Even), а второй – для нечетных точек экрана (канал Odd).

Использование одноканального или двухканального LVDS определяется такими характеристиками LCD-панели и монитора, как:

- размер экрана;

- разрешающая способность;

- частота кадровой развертки, т.е. определяется режимом работы.

Разъем интерфейса LVDS на сегодняшний день можно считать стандартным, т.е. количество контактов разъема и порядок распределения сигналов по контактам является одинаковым для всех LCD-панелей любого производителя. Единственное отличие разъемов может заключаться в их конструктивном исполнении:

- разъем для плоского ленточного кабеля или традиционный разъем для обычных соединительных проводов;

- наличие или отсутствие экрана;

- наличие или отсутствие дополнительных заземляющих контактов на краях разъема;

- разъемы с разным шагом между контактами и т.п.

Стандартный разъем LVDS считается 30-контактным, хотя по его бокам могут присутствовать еще два или четыре контакта, выполняющих «заземляющую» функцию. Эти контакты в стандартном варианте не нумеруются, а обозначаются как «Frame» и соединены со схемной «землей». Однако иногда на схемах вы можете столкнуться с тем, что разъем LVDS обозначен, как 32-контактный. В этом случае следует помнить, что крайние контакты (1 и 32), как раз, и являются контактами «Frame», без учета которых интерфейс сразу же превращается в стандартный 30-контактный разъем. Порядок распределения сигналов интерфейса LVDS по контактам соединительного разъема и их традиционное обозначение представлены в табл.4.30-контактный разъем является полнофункциональным и предназначен для двухканального LVDS. В LCD-панелях с небольшим размером экрана (15-дюймов), чаще всего, используется одноканальный LVDS, т.к. его пропускной способности вполне достаточно. В этом случае задействуется та часть интерфейса, которая соответствует нечетному каналу LVDS, при этом линии четного канала могут вообще отсутствовать.

Таблица 4.

Обознач.

Описание

Frame

RXO 0-

«-» для дифф. пары №0 нечетного канала

RXO 0+

«+» для дифф. пары №0 нечетного канала

RXO1-

«-» для дифф. пары №1 нечетного канала

RXO1+

«+» для дифф. пары №1 нечетного канала

RXO2-

«-» для дифф. пары №2 нечетного канала

RXO2+

«+» для дифф. пары №2 нечетного канала

Земля

RXOC-

«-» для дифф. пары сигнала CLK нечетного канала

RXOC +

«+» для дифф. пары сигнала CLK нечетного канала

RXO 3-

«-» для дифф. пары №3 нечетного канала

RXO3+

«+» для дифф. пары №3 нечетного канала

RXE0-

«-» для дифф. пары №0 четного канала

RXE0+

«+» для дифф. пары №0 четного канала

Земля

RXE1-

«-» для дифф. пары №1 четного канала

RXE1+

«+» для дифф. пары №1 четного канала

Земля

RXE2-

«-» для дифф. пары №2 четного канала

RXE2+

«+» для дифф. пары №2 четного канала

RXEC-

«-» для дифф. пары сигнала CLK четного канала

RXEC+

«+» для дифф. пары сигнала CLK четного канала

RXE3-

«-» для дифф. пары №3 четного канала

RXE3+

«+» для дифф. пары №3 четного канала

Земля

Земля

NC (DE/ID)

Не используется. Некоторые производители данный контакт используют в качестве сигнала разрешения матрицы или сигнала идентификации. Допускается и другое использование этого контакта.

Земля

Напряжение питания (+12 V /+5 V /+3.3 V )

Напряжение питания (+12 V /+5 V /+3.3 V )

Напряжение питания (+12 V /+5 V /+3.3 V )

Frame

Рама, каркас разъема (соединен с землей)

Через интерфейс LVDS подается также и питающее напряжение для элементов LCD-матрицы. Это напряжение, обозначаемое в табл.4 как VCC, может представлять собой напряжение одного из трех номиналов:

- +3.3 V (обычно для 15-дюймовых матриц);

- +5V (для 15-дюймовых и 17-дюймовых матриц);

- +12V (обычно для 19-дюймовых матриц и больше).

Итак, интерфейс LVDS обеспечивает наилучшую из всех интерфейсов универсальность соединения LCD-панели с главной платой монитора. Так же как и в случае использования TMDS, на главной плате монитора должен находиться LVDS-трансмиттер, а в состав LCD-панели должен входить LVDS-ресивер. И трансмиттер и ресивер могут представлять собой как отдельные микросхемы (что на сегодняшний день является достаточно редким явлением), так и могут входить в состав скалера и TCON соответственно.

Если трансмиттер реализован в виде отдельной микросхемы, то необходимо учесть что каждая такая микросхема представляет собой функционально законченное устройство, обеспечивающее преобразование и передачу данных одного канала. Естественно, что в этом случае для организации двухканального LVDS, придется использовать две одинаковых микросхемы трансмиттера. И здесь вполне понятно, что одна микросхема трансмиттера предсталяет собой четный канал данных, а вторая – нечетный. Пример подобного интерфейса представлен на рис.23, где изображен интерфейс LVDS монитора Samsung SyncMaster 172T. В этом мониторе в качестве трансмиттеров LVDS используются микросхемы NT7181F. На схеме следует обратить внимание, что 30-контактный разъем LVDS (CN402) является зеркальным отражением той цоколевки, которая была представлена в табл.4 (т.е. в таблице 4 мы представили распределение сигналов по контактам разъема на стороне LCD-матрицы).

Рис.23

Следует упомянуть, что иногда, все-таки, можно встретить и нестандартные разъемы интерфейса LVDS. Особенно это касается мониторов уже устаревших моделей. Широкое распространение получил 20-контактный разъем, который часто встречается в мониторах LG, Philips, Samsung и других брэндов, использующих матрицы этих производителей. 20-контактный разъем использовался как для одноканального LVDS , так и для двухканального LVDS. При этом нужно отметить отсутствие каких-либо стандартов на распределение сигналов по контактам этих разъемов. Так, в частности, компанией Samsung в 15-дюймовых панелях достаточно широко использовался, так называемый, 20-контатный разъем LVDS, хотя в реальности на этом разъеме присутствует 22 контакта. Этот разъем предназначался для одноканального LVDS, и распределение сигналов на нем приводится в табл.5.

Таблица 5.

Обознач.

Описание

Напряжение питания (+3.3 V )

Напряжение питания (+3.3 V )

Земля

Земля

RX 0-

«-» для дифф. пары №0

RX 0+

«+» для дифф. пары №0

Земля

RX1-

«-» для дифф. пары №1

RX1+

«+» для дифф. пары №1

Земля

RX2-

«-» для дифф. пары №2

RX2+

«+» для дифф. пары №2

Земля

RXC-

«-» для дифф. пары сигнала CLK

RXC +

«+» для дифф. пары сигнала CLK

Земля

RX 3-

«-» для дифф. пары №3

RX3+

«+» для дифф. пары №3

Земля

Напряжение питания (+3.3 V )

Frame

Земля

Frame

Земля

Пример одноканального интерфейса LVDS с 22-контаткным разъемом и отдельной микросхемой трансмиттера представлен на рис.24.

Рис.24

Компаниями Philips и LG тоже применялся 22-контактный разъем, но в отличие от Samsung, этот разъем имел совершенно другую цоколевку (см. табл.6).

Таблица 6.

Обознач.

Описание

Frame

Земля

Frame

Земля

Не используется

FR 0 M

«-» для дифф. пары №0

Земля

FR 0 P

«+» для дифф. пары №0

Напряжение питания (+5 V )

FR1M

«-» для дифф. пары №1

Земля

FR1P

«+» для дифф. пары №1

Напряжение питания (+ 5V )

FR2M

«-» для дифф. пары №2

Земля

FR2P

«+» для дифф. пары №2

Земля

FCLKM

«-» для дифф. пары сигнала CLK

Земля

FCLKP

«+» для дифф. пары сигнала CLK

Земля

FR 3 M

«-» для дифф. пары №3

Земля

FR3P

«+» для дифф. пары №3

Кроме того, в относительно современных 15-дюймовых мониторах LG, например в LG Flatron L1510P, использовался реальный 20-контактный разъем для передачи данных одноканального LVDS. Распределение сигналов по контактам данного разъема приводится в табл.7.

Таблица 7.

Обознач.

Описание

Не используется

Земля

«+» для дифф. пары №3

Y 3 M

«-» для дифф. пары №3

Земля

CLKP

«+» для дифф. пары сигнала CLK

CLKM

«-» для дифф. пары сигнала CLK

Земля

«+» для дифф. пары №2

«-» для дифф. пары №2

Земля

«+» для дифф. пары №1

Y 1 M

«-» для дифф. пары №1

Земля

Y 0 P

«+» для дифф. пары №0

Y 0 M

«-» для дифф. пары №0

Земля

Земля

Напряжение питания (+3. 3V/ +5 V )

Напряжение питания (+3. 3V/ +5 V )

Другой вариант 20-контактного разъема интерфейса LVDS применялся фирмами Philips и LG в 15/17 и 18-дюймовых матрицах, в которых передача данных осуществлялась с использованием 2-канального LVDS. При этом, 20-контактный разъем предназначался исключительно для передачи данных и на нем отсутствуют контакты питания и земли. Питающее напряжение и сигнальная земля LCD-матрицы в данном случае выведены на другой разъем, обычно 5-контаткный. Распределение сигналов двухканального LVDS по контактам 20-пинового разъема в мониторах Philips и LG, представлено в табл.8.

Таблица 8.

Обознач.

Описание

FR3P

«+» для дифф. пары №3 (нечетный канал)

FR3M

«-» для дифф. пары №3 (нечетный канал)

FCLKP

«+» для дифф. пары сигнала CLK (нечетный канал)

FCLKM

«-» для дифф. пары сигнала CLK (нечетный канал)

FR2P

«+» для дифф. пары №2 (нечетный канал)

FR2M

«-» для дифф. пары №2 (нечетный канал)

FR1P

«+» для дифф. пары №1 (нечетный канал)

FR1M

«-» для дифф. пары №1 (нечетный канал)

FR0P

«+» для дифф. пары №0 (нечетный канал)

FR0M

«-» для дифф. пары №0 (нечетный канал)

SR3P

«+» для дифф. пары №3 (четный канал)

SR3M

«-» для дифф. пары №3 (четный канал)

SCLKP

«+» для дифф. пары сигнала CLK (четный канал)

SCLKM

«-» для дифф. пары сигнала CLK (четный канал)

SR2P

«+» для дифф. пары №2 (четный канал)

SR2M

«-» для дифф. пары №2 (четный канал)

SR1P

«+» для дифф. пары №1 (четный канал)

SR1M

«-» для дифф. пары №1 (четный канал)

SR0P

«+» для дифф. пары №0 (четный канал)

SR0M

«-» для дифф. пары №0 (четный канал)

Как видно из всего этого, при применении на LCD-матрице 20-контактного разъема говорить о совместимости панелей различных производителей говорить не приходится (именно эту проблему и пытались решить введением стандартного 30-пинового разъема).

Еще раз обращаем внимание на то, что цоколевка разъемов во всех таблицах представлена со стороны LCD-матрицы. Это означает, что на основной плате монитора она имеет обратный порядок.

Начался новый семестр. В качестве курсовой работы в институте решил замутить такой вот девайс для вывода графики на дисплей от NOKIA.

Ты конечно понимаешь, мой друг, как можно использовать этот девайс в своих хакерских (и не только) целях. Если выбрать все детальки SMD-шные, то можно получить реально небольшое устройство для вывода на экран с портом RS232. Дисплей использовал: Nokia 6100/6610/7200/7250/3100 в рамке с коннектором.

Такой экран несложно найти в Интернет-магазинах, например www.siruist.ru , www.sparkfun.com или в палатках, где продают запчасти для мобильных телефонов (стоит он 150-200 руб) . Либо просто выдрать дисплей из старого телефона. Но если такой не нашёл - не беда. Изучив эту статью и исходные коды и поразмыслив головой, ты можешь завести дисплеи от Nokia N95 или Sony PSP.

Почему я выбрал такой дисплей – он удобен в пайке. Смотри на скриншоте распиновку.

Как видно, существует коннектор на дисплее к которому тяжело подпаяться (шаг 0.5мм). Поэтому лучше ищите дисплеи с такой распиновкой как здесь.

Распиновка дисплея:

    VCC-Digital (3.3V)

    VCC-Display (3.3V)

На рисунке вы можете видеть 3 дисплея:

На крайнем левом отсутствуют контакты для удобной пайки (только коннектор). На остальных контакты и коннектор присутствуют. Также важно, что встроенный контроллер у каждого экрана разный. Для этого дисплея существует 2 вида контроллеров:

У каждого контроллера своя система команд и, соответственно, софт для одного из них не будет работать для другого. Народ научился различать эти контроллеры по цвету коннектора: коричневый - Epson S1D15G10, зелёный - PCF8833.

Но это не факт. Я советую прошить микроконтроллер для 2 видов дисплеев и посмотреть результат. К примеру на скриншоте все дисплеи с контроллером PCF8833. Я писал исходный код микроконтроллера для PCF8833, но совершенно не сложно изменить его и для Epson`a!

Ну вроде с трудностями закончили, переходим к нашей схемке:

А остальное всё есть на схеме.

6.5В нам нужно на подсветку (от 6В до 7В = max). Регулируется подстроечным R8. Также ВАЖНО – разделить землю у дисплея (т.е. землю (выводы 8,9 коннектора) напрямую присоединить к входу 2 разъёма источника питания) – это нужно для защиты от помех. Желательно поставить 2 различных преобразователя из 5В в 3.3В – один для питания контроллера и периферии дисплея, второй – для непосредственно дисплея (выходы 1,6 – соответственно коннектора дисплея).

После разбора с железкой и пайкой приступаем к программированию для Atmega.

Открываем WinAVR, создаём проект, будем писать на С. Я отказался от assembler`a потому что код стал реально громоздким.

#include
#include // для задержки
#include "lcd.h" // определения для PFC8833
#include "font.h" // определение шрифта

void sendCMD(byte cmd); //послать команду на PFC8833
void sendData(byte cmd); //
послать байт данных
void InitLCD(void); // инициализация дисплея
void shiftBits(byte b); //
перестановкой выводов портов эмулируем SPI
void setPixel(byte r,byte g,byte b);
//
пишет в видеопамять дисплея 3 байта (r,g,b) с заданным цветом
…..
void PointXY(int x,int y,byte r,byte g,byte b)
//
рисует точку на экране с координатами x,y и цветом r,g,b
{
sendCMD(CASET); // column set (po x)
sendData(x);
// команда CASET – задаёт область рисования по x, от byte1 до byte2
sendData(x); // у нас byte1=byte2 , так как рисуем точку
sendCMD(PASET); // page set (po y)
sendData(y); // аналогично для y
sendData(y);
sendCMD(RAMWR);
setPixel(r,g,b); //пишем в память
}

Я привёл только часть кода. Все исходники можно найти в . У данного дисплея – 4096 цветов, следовательно 12 бит на пиксел RRRRGGGGBBBB.

Так же я написал консольную прожку для компа для рисования (исходники также есть в архиве).

В итоге наш девайс способен выводить:

  • окружность;

  • прямоугольник (закрашенный/нет);

    символ (первой половины ASCII (0x00

  • изображение (до (132 на 132)).

С символами нет проблем, ты можешь запросто добавить любой шрифт. Давайте взглянем на результаты:

Всем привет. В последнее время, очень часто можно увидеть статьи и видеоролики о переделках старых матриц от ноутбуков, убитых мониторов на полноценные телевизоры. О такой переделке и пойдет речь в данной статье, но перед этим немного предыстории.

Где то год назад, мне на ремонт принесли монитор, в котором воспламенился провод питания подсветки. Сама матрица не пострадала, но часть органического стекла, которое служит рассеивающей линзой, прогорело. Так же, лопнули 2 лампы подсветки и выгорел сам инвертор. Озвучив хозяину цену ремонта, тот решил его не ремонтировать. Через некоторое время, я купил этот монитор на запчасти.

Спустя несколько месяцев, я решил попробовать восстановить данный монитор, использовав при этом минимальный бюджет. Так как красивой картинки ожидать не приходилось, вместо CCFL ламп я установил обычную светодиодную ленту на 12 вольт , предварительно выбрав на радио рынке самую яркую. Для реализации включения подсветки, использовал полевой транзистор, который подавал питание на светодиоды, получив сигнал включения подсветки с маин платы. Как это реализуется, опишу ниже. Монитор заработал, и при этом качество картинки меня очень порадовало. Если присмотреться, сверху были видны маленькие заветы, но они мне не мешали.

Так монитор работал несколько месяцев, ровно до того момента, пока мне не понадобился еще один телевизор, не большой диагонали. Для реализации этой задачи, я решил использовать универсальный скалер (контроллер монитора).

Что необходимо для переделки монитора на телевизор?

Для переделки нам понадобится:

Выбираем скалер

На самом деле, скалеров существует огромное множество, но я буду рассматривать лишь те, которые подходят именно для переделки монитора в телевизор. Универсальными эти платы называют не зря, так как они поддерживают почти все модели матриц, которые существуют. Ознакомившись с разными статьями о этих платах, выяснил, что для реализации моей задачи наиболее подходят 3 универсальных скалера.

Подсветка монитора

Подсветка монитора может быть выполнена 2-вариантами: используя лампы или Led светодиоды. Для определения типа подсветки, необходимо разобрать монитор, и добраться до матрицы.

После разборки, обращаем внимание на то, какие провода выходят с боку матрицы. Если разъемы будут такого типа как на картинке ниже, то у вас стоит подсветка на лампах, так называемая подсветка.

CCFL подсветка

В таком случае, нужно заказать инвертор для CCFL ламп.

От количества разъемов для ламп зависит то, на сколько каналов нужен инвертор. Обычно, в мониторах используются инверторы на 4 лампы. Если Вы захотите переделать матрицу от ноутбука, то там используется только одна лампа, и инвертор нужен соответствующий.

Если таких проводов нет, а внизу монитора есть разъем на 6 пинов, то у Вас используется Led подсветка. Тогда необходим Led инвертор.

Led инвертор

Если никаких проводов от матрицы не выходит, а подключен один шлейф, то инвертор Вам не нужен, он уже есть на самой плате матрицы.

Выбор шлейфа от скалера к монитору

К выбору шлейфа необходимо отнестись очень серьёзно, так как от этого зависит работоспособность всей системы. Я шлейф не покупал, а по даташиту переделал старый, Вы же можете купить уже готовый. Что выбирать, решайте сами, я же опишу и тот и другой способ.

Для определения типа шлейфа, заходим на сайт http://www.panelook.com , и в строку поиска вводим название нашей матрицы. Посмотреть само название, можно на наклейке, которая находится с тыльной стороны матрицы.

наклейка на матрице. Модель CLAA170EA 07Q

После этого, мы получаем всю необходимую информацию, которая нам приходится так же для выбора прошивки.

Информация о матрице.

Разберем детальней.
Diagonal Size: Размер нашей матрицы. В нашем случае 17 дюймов.
Pixel Format: Расширение экрана. Ключевая информация для выбора прошивки скалера. В моем случае 1280(RGB)×1024
Interface Type: Это и есть наш разъем под шлейф. Для моей матрицы нужен шлейф на 30 пинов, шина LVDS должна иметь 2 канала на 8-bit. Ссылки на популярные шлейфы выложу в конце статьи. Я этот шлейф буду переделывать из старого, процесс опишу позже.
Power Supply: Напряжение питания матрицы.В моем случае это 5 вольт.
Light Source: Здесь вся информация о подсветке. CCFL означает, что используется подсветка на 4 лампы, так что и инвертор нужен соответствующий. Выше, я описал как выбрать подходящий инвертор, не используя этот сайт.

Блок питания

Блок питания необходим 12 вольт. Его мощность зависит от диагонали монитора, должна составлять не менее 4 ампер. Если в корпусе монитора мало места, то лучше купить выносной блок питания, я же буду использовать блок питания планшетного типа, который установлю в корпус монитора.

Процесс переделки монитора на телевизор

Так как монитор у меня не первой свежести, я выбрал скалер без поддержки всех наворотов, то есть LA.MV29.P. Если Вы выбираете любой другой скалер, подключение у них идентичные, просто будете использовать соответствующую прошивку.

Доставка составила всего 15 дней. В комплект входит сама плата, пульт и ИК приемник. Пульт правда мне достался с китайскими надписями, но в ссылках все скалеры будут с англоязычной клавиатурой.

Переделывать буду монитор LG Latron 17 дюймов

Первым делом разобрал монитор, и извлек все внутренности.

Убрал все платы, вместе с металлическим кожухом

После разборки, начал искать наиболее удобное место для установки скалера. Так как у меня монитор старого образца, и в нем много свободного места, то плата свободно там помещается вместе с блоком питания. Плату установил в верхнюю часть монитора, и паяльником сделал отверстия под выходы скалера.

Место установки скаллера

Вышло как-то так.

Чтобы не забыть, сразу установил перемычку питания матрицы в положение 5 вольт. Вы же выбирайте положение, исходя из даташита на свою матрицу, или используйте сайт panelook.com, просмотрев значение в поле Power Supply.

Перемычка, которая определяет напряжение питания матрицы

Далее, занялся подключением кнопок. Кнопки подключаются очень легко. На старой панели клавитуры, я выпаял все лишние резисторы, перемычки, а оставил лишь кнопки. Далее, один конец всех кнопок спаял проводником между собой, и подключил к вывод GND (на землю «-«), а на второй вывел провода из платы. Какая кнопка за что будет отвечать на старой плате, решайте сами. У меня на панели предусмотрено всего 5 кнопок, так что я пожертвовал кнопкой ОК.

Обозначение подключений

Расшифровка обозначений

K0 — Кнопка включения
К1 — Громкость +
К2 — Громкость —
К3 — Кнопка выбора (OK)
К4 — Кнопка меню
К5 — Канал +
К6 — Канал —

подключение кнопок на схеме

Пины GRN и RED означают состояние светодиода. Сделано это для двух цветных светодиодов на 3 ножки. Одна ножка подключается на землю «-«, вторая и третья на ножки подключаются к GRN и RED. У меня такого светодиода не оказалось, так что я подключил только красный светодиод, который горит когда телевизор находится в дежурном режиме, и тухнет когда телевизор включается.

По ик приемнику, проблем возникнуть не должно, все описано в на картинке.

Разъема не нашел, просто припаял провода к пинам.

Таким образом уложил провода

Как я говорил раньше, шлейф я использовал родной. Он вставлялся в разъем скалера нормально, но имел совсем другую распиновку. Чтобы не путаться, я вынул все провода из разъема, нажимая на соответствующий выступ на контакте.

Процесс изъятия проводов из разъема

Распиновка скаллера

Распиновку матрицы взял из даташита. Вот так она выглядит.

Распиновка матрицы CLAA170EA07Q

Подключение получается как бы инверсное, с одной стороны матрицы Vcc это контакты 28,29,30, с со стороны матрицы это 1,2,3.
Обратите внимание, что на сигналах выходящих из скалера, впереди стоит буква «T»(transfer) , а на матрице R(received) .

К примеру, сигнал от скалера TXO1- подключаем в пину матрицы RXO1-, если проще, просто не смотрим на первую букву.

Набор коннектора.

Когда с этим закончил, приступил к подключению подсветки. Так как у меня подсветка не стандартная, а уже переделанная, мне пришлось использовать как ключ, который бы включал подсветку при подачи сигнала со скалера. Кому интересно как я подключил транзистор, схема ниже.

Подключение NPN полевика как ключа

В Вашем случае нужно будет лишь подключить инвертор к разъему, и все заработает.

Обозначение пинов на подсветку монитора

Последствия предыдущей поломки монитора, следы сгоревшего провода на подсветку

Собрав все до кучи, осталось лишь прошить скалер.

Прошивка скалера

К выбору прошивки, необходимо отнестись серьезно, так как если Вы не правильно выберите прошивку, то перепрошить заново скалер можно будет только через программатор.

Рассмотрим выбор прошивки для матрицы CLAA170EA 07Q.

Информация о матрице.

Получаем такую информацию: 2 канала, 8 бит, расширение 1280 х 1024, питание 5 вольт. После скачивания прошивок, ищем похожую среди файлов.

Выбор прошивки.

В файле выбираем нужное расширение, биты и напряжение питания матрицы. Заходим в эту папку, и видим файл, который нужно разархивировать, и положить в корень флешки.

Подключаем флешку к скаллру и подаем питание на плату. Светодиод на панели должен начинает моргать. Ждем пока светодиод перестанет моргать, после чего телевизор можно включить с пульта или кнопки.

Прошивки находятся здесь:

  1. Для тюнера с Т2, продавец отправляет прошивки срезу после покупки. Мне высылал такую: Z. VST.3463.A

После прошивки, я сразу зашел в настройки языка, и выставил русский язык. Далее, запустил авто поиск.

Авто поиск каналов.

Каналы скалер принимает отлично. Динамики заказал позже, так что временно приклеил на термо клей те, что были под рукой.

Взаимозаменяемость матриц, это частый вопрос, который возникает в процессе ремонта ноутбука.
Разберём всё подробно и по пунктам.
Всё это косается современных матриц с LVDS управлением. Начиная с 1999 года производитель наконец то начал стандартизировать свои матрицы и на сегодня мы имеем следущее документы по матрицам.

Последнего стандарта 4.0 от 2007 года я не имею, но всё ясно по последнему доступному документу

1. ЕЕПРОМ НА МАТРИЦЕ
На матрице как правило устанавливают микросхму памяти (еепром) в которой прописаны характеристики матрицы, т.е. указание ноутбуку, какая стоит матрица и как с ней работать. Еепром на матрице может стоять, а может и не стоять (все современные матрицы имеют установленный еепром согласно стандартизации, а старые матрицы могут еепром не иметь).
Большенство ноутбуков использует еепром матрицы, а в части ноутбуков матрица выставляется джамперами или перемычками на шлейфах. Прошу обратить внимание, на то, что на некоторых матрицах, гдее еепром отсутствует все контакты выводов еепром могут быть подключены на массу и при подключении такой матрицы в ноутбук, где еепром опрашивается, возможно повреждение материнской платы, а именно выгорание видеочипа или канала питания еепром. Если у вас есть матрица без еепрома, то можно установить в неё еепром с разбитой или неисправной матрицы.

2. КРЕПЛЕНИЕ МАТРИЦ
Даже похожие матрицы могут иметь разницу в креплениях.
17" матирицы , боковые крепления идентичные, но может возникнуть проблемы с плоскостными креплениями (наличие и отсутствие "ушей" рис. ниже) , также как исключение ACER 17xx series, где стоит матрица от настольного лсд монитора. (Есть несколько вариантов и китайских буков, а так же какой то ровер, но это мы не рассматриваем)
В случае, если они лишние, как правило, решается их демонтажём.
16" матрицы , бывают двух типов, HITACHI и SHARP,
15.4" матрицы боковые крепления идентичные, но может возникнуть проблемы с плоскостными креплениями (наличие и отсутствие "ушей") Исключение составляют 2х ламповые матрицы
15.2" матрицы выпускались только одной фирмой и уникальны
15" матрицы

standart 1 это A=12,5 B=169,5
standart 2 это A=21,5 B=196,5
(см. рисунок)
Исключения состовляют несколько моделей старых матриц HITACHI, где хоть и отверстия расположенны согласно стандарту но рамка матрицы заметно смещена в сторону правого края и в вверх, и несколько моделей старых китайских производителей того же типа, что и hitachi
14" обычные (НЕ широкоформатные матрицы)
Существует 2 основных типа с креплениями находящимися в разных местах, тоесть расстояние от края до первого отверстия это обозначим А , а от первого отверстия до второго В
14 standart 1 это A=15 B=69
standart 2 это A и B имеют другие значения, нет под рукой.
(см. рисунок)
Исключения состовляют несколько моделей старых матриц HITACHI, где хоть и отверстия расположенны согласно стандарту но рамка матрицы заметно смещена в сторону правого края и в вверх
Так же исключения составляют матрицы предназначеные под тачскрин, крепления совершенно другие даже по форме.
14" WIDE (широкоформатные матрицы)
Существует 2 основных типа с одинаковыми креплениями, но отличающиеся размерами самого экрана. Вот тут внимание, они не взаимозаменяемы , более того имеют различные размеры, т.е. первый тип шире и ниже, а второй уже и выше. Сам попадал на это не раз.
Как пример:
13.3" обычные (НЕ широкоформатные матрицы) которые попали под стандартизацию идентичны по креплениям, более старые имеют столько вариантов, что учитывая древность, даже и не буду тут упоминать.
13.3" WIDE (широкоформатные матрицы) имеют идентичные крепления, но иногда различную (хоть и небольшую) толшину рамки, к примеру в sony ставят гораздо тоньше чем в прочие аппараты (как пример тонких матриц sharp lq133k1la4a и ltd133ex2x )
12.1" обычные (НЕ широкоформатные матрицы) идентичны по креплениям, исключения составляют матрицы имеющие фронтальные отверстия в виде ушей сбоку.
12.1" WIDE (широкоформатные матрицы) имеют идентичные крепления

3. РАЗЬЁМ ЛАМПЫ
Разьёмы на лампах могут быть 4 типов (см. рисунок)
разьём A используется практически на всех матрицах
разьём С используется гораздо реже и в основном на ноутбуках toshiba
разьём В используется на очень старых матрицах или матрицах от настольного монитора
разьём D используется очень редко на экзотических матрицах

4. РАЗЬЁМ ПОДКЛЮЧЕНИЯ МАТРИЦЫ
Наиболее часто используемые в матрицах разьёмы для подключения на рисунках ниже.
Обычный 20и пиновый разьём ставится на матрицах старого образца, так же как и 14 пиновый, который используется очень редко.
20и пиновый разьём slim, он же гребёнка, уже экзотика и встречается, как правило на старых аппаратах.
Повсеместно сейчас используют 30и пиновые разьёмы на матрицах от 14" до 20" дюймов и 20и пиновые new standart на матрицах меньше 14 и дюймов, которые заявленны в современной стандартизации.

Стандартный разьём 20pin

Стандартный разьём 30pin

Стандартный разьём 14pin

Разьём pin slim он же гребёнка

Лучшие статьи по теме

ПИН 30 PIN 1LVDS 30 PIN 2LVDS 20PIN STANDART 20PIN STANDART + EEPROM 14PIN STANDART 20PIN NEW STANDART вар. А 20PIN NEW STANDART вар. В
1 Ground Ground Pover suppli , 3,3V Pover suppli , 3,3V Pover suppli , 3,3V Ground Pover suppli , 3,3V
2 Pover suppli , 3,3V Pover suppli , 3,3V Pover suppli , 3,3V Pover suppli , 3,3V Pover suppli , 3,3V Pover suppli , 3,3V Pover suppli , 3,3V
3 Pover suppli , 3,3V Pover suppli , 3,3V Ground Ground Ground Pover suppli , 3,3V Ground
4 DDS 3V POVER DDS 3V POVER Ground Ground Ground DDS 3V POVER Ground
5 Reserved for LCD supplier test point - LVDS differential data input, R0 - R5, G0 - LVDS differential data input, R0 - R5, G0 Reserved for LCD supplier test point - LVDS differential data input, R0 - R5, G0
6 DDC Clock DDC Clock + LVDS differential data input, R0 - R5, G0 + LVDS differential data input, R0 - R5, G0 DDC Clock + LVDS differential data input, R0 - R5, G0
7 DDC Data DDC Data Ground Ground DDC Data Ground
8 - LVDS differential data input, R0 - R5, G0 - LVDS differential data input, R0 - R5, G0 - LVDS differential data input, G1 - G5, B0 - B1 - LVDS differential data input, G1 - G5, B0 - B1 - LVDS differential data input, R0 - R5, G0 - LVDS differential data input, G1 - G5, B0 - B1
9 + LVDS differential data input, R0 - R5, G0 + LVDS differential data input, R0 - R5, G0 + LVDS differential data input, G1 - G5, B0 - B1 + LVDS differential data input, G1 - G5, B0 - B1 + LVDS differential data input, R0 - R5, G0 + LVDS differential data input, G1 - G5, B0 - B1
10 Ground Ground Ground Ground Ground Ground
11 - LVDS differential data input, G1 - G5, B0 - B1 - LVDS differential data input, G1 - G5, B0 - B1 - LVDS differential data input, B2 - B5, HS/VS/DE - LVDS differential data input, B2 - B5, HS/VS/DE - LVDS differential data input, G1 - G5, B0 - B1 - LVDS differential data input, B2 - B5, HS/VS/DE
12 + LVDS differential data input, G1 - G5, B0 - B1 + LVDS differential data input, G1 - G5, B0 - B1 + LVDS differential data input, B2 - B5, HS/VS/DE + LVDS differential data input, B2 - B5, HS/VS/DE + LVDS differential data input, G1 - G5, B0 - B1 + LVDS differential data input, B2 - B5, HS/VS/DE
13 Ground Ground Ground Ground Ground Ground Ground
14 - LVDS differential data input, B2 - B5, HS/VS/DE - LVDS differential data input, B2 - B5, HS/VS/DE - LVDS differential clock input - LVDS differential clock input Ground - LVDS differential data input, B2 - B5, HS/VS/DE - LVDS differential clock input
15 + LVDS differential data input, B2 - B5, HS/VS/DE + LVDS differential data input, B2 - B5, HS/VS/DE +LVDS differential clock input +LVDS differential clock input _ + LVDS differential data input, B2 - B5, HS/VS/DE +LVDS differential clock input
16 Ground Ground Ground Ground _ Ground Ground
17 - LVDS differential clock input - LVDS differential clock input _ DDS 3V POVER _ - LVDS differential clock input DDS 3V POVER
18 +LVDS differential clock input +LVDS differential clock input _ Reserved for LCD supplier test point _ +LVDS differential clock input Reserved for LCD supplier test point
19 Ground Ground Ground DDC Clock _ Ground DDC Clock
20 _ - LVDS differential data input, even pixels, R0 - R5, G0 Ground DDC Data _ Ground DDC Data
21 _ + LVDS differential data input, even pixels, R0 - R5, G0 _ _ _ _ _
22 Ground Ground _ _ _ _ _
23 _ - LVDS differential data input, even pixels, G1 - G5, B0 - B1 _ _ _ _ _
24 _ + LVDS differential data input, even pixels, G1 - G5, B0 - B1 _ _ _ _ _
25 Ground Ground _ _ _ _ _
26 _ - LVDS differential data input, even pixels, B2 - B5, HS/VS/DE _ _ _ _ _
27 _ + LVDS differential data input, even pixels, B2 - B5, HS/VS/DE _ _ _ _ _
28 Ground Ground _ _ _ _ _
29 _ - LVDS differential clock input, even pixels _ _ _ _ _
30 _ + LVDS differential clock input, even pixels _ _ _ _