История развития почты. Клеймо преступника: от Древнего Рима до наших дней Что украшало шляпы почтовых курьеров рима
Эра технологий - Информационный сайт
  • Главная
  • Ноутбуки и ультрабуки
  • История развития почты. Клеймо преступника: от Древнего Рима до наших дней Что украшало шляпы почтовых курьеров рима

История развития почты. Клеймо преступника: от Древнего Рима до наших дней Что украшало шляпы почтовых курьеров рима

22.12.2015

История курьерской доставки почты начинается с античных времен. Тогда человека, занимающегося доставкой, называли гонцом, нарочным, посыльным. Он доставлял важную почту и для быстрой доставки использовал лошадей. А до этого курьеры и вовсе передвигались пешком. Их работа была связана с многочисленными трудностями и риском. За время своей службы курьер успевал побывать даже в чужих краях.

Курьерская служба на Руси

Курьерская служба как организованная государственная появилась в десятом веке. Княжеским гонцам в разных городах и селах предоставляли лошадей с повозками. Именно поэтому курьерская служба называлась «повоз». Документы, доставляемые посыльным, выглядели как конверт или свернутый свиток, скрепленный сургучом с печатью князя. С тринадцатого века для пересылки сообщений использовалась ямская гоньба. Она просуществовала до середины девятнадцатого века. Для организации работы ямской гоньбы была создана государственная служба Ямской Приказ. С этого времени наблюдается активное развитие почтовой системы. Очень быстро были налажены маршруты в соседние государства, а позже - и в другие города, значимые для экономических и политических отношений.

Интересно, что терминология индустрии гостеприимства многим обязана римлянам. И здесь они тоже внесли свой вклад в развитие многих цивилизаций. Слово hospitality (гостеприимство) произошло от латинского hospitium (госпиции). Однокоренными словами являются host (хозяин), hospice (приют), hotel (гостиница, отель). Гостеприимцы - так называли в античности людей вместе с их семейством, оказывающих прием гостей в своем доме. С гостеприимцами иностранное государство заключало союз о взаимной помощи, дружбе и защите.

После введения регулярного государственного почтового сообщения (во времена императора Октавиана с 63 г. до н. э.) появились и государственные постоялые дворы. Государство устраивало дворы в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима вплоть до Малой Азии или до Галлии Баталова Л.В. Из истории развития туризма, Сб. научных статей. Вып. Ижевск, 1999, - 148 с..

Создавались государственные постоялые дворы, удаленные друг от друга на расстояние одного дня поездки на лошади. По мере завоевания новых территорий и расширения Римской империи ее обычаи, хозяйственная и организационная структуры распространялись также в новых провинциях и покоренных странах. О том, насколько серьезно рассматривалась в древности надежность заведения, предоставлявшего путешественникам приют, питание и ночлег, свидетельствует факт особой заинтересованности государства. Так, в своде римских законов была предусмотрена ответственность такого заве-дения за вещи гостя. Вот тогда и появилась возможность безопасно провести ночь в постоялом дворе. Даже и сегодня законодательство ряда государств регулирует этот вопрос, основываясь на приведенных положениях Римского гражданского права. Ведь защита гостя во всех странах - это одна из основных целей гостиничного дела.

Никогда купцы, торговцы и другие постояльцы из простого народа не могли быть поселены рядом с государственными служащими и правительственными гонцами. Это обстоятельство повлияло на качественное состояние постоялых дворов. Те, в которых останавливались представители аристократии и государственные чиновники, строились по всем правилам архитектурного искусства и предлагали широкий по тем временам спектр услуг. Впоследствии Марко Поло говорил, что на таких постоялых дворах и "королю остановиться не зазорно"" Поло Марко. Книга Марко Поло. М.: Географгиз, 1956..

Таверны и постоялые дворы, предназначенные для обслуживания граждан низших сословий, предлагали минимальные условия для ночлега и отдыха. Например, очень часто путешествующие спали просто на соломе, а чтобы не замерзнуть в холодное время года, прижимались к теплому боку своей лошади. О каком-то дополнительном комфорте не было и речи. В основу организации гостиничного дела в Римской империи была положена разработанная властями государства определенная классификация гостиниц. Существовало два типа гостиниц: только для патрициев (мансионес), другой -- для плебеев (стабулярии).

Римская гостиница представляла собой определенный комплекс помещений довольно широкого функционального назначения: это не только комнаты для размещения путешествующих, но и складские помещения, конюшни, лавки, мастерские и т. д. Гостиницы, как правило, строились из камня и располагали необходимым перечнем услуг. В зимнее время они обогревались. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по спе-циальным документам, выдаваемым государственными властями. Эта традиция сохранилась до сих пор в форме специальных помещений для особо важных персон в аэропортах, вокзалах и других местах пребывания туристов.

С совершенствованием функционирования почтовой связи во второй половине IV века, когда она длительное время совмещала в себе потребности в транспорте и в пересылке известий, вдоль дорог устраивались заезжие дворы. Назывались они «мансио» и «стацио». Первый из этих терминов означал заезжий двор, в котором были условия для размещения императорской свиты, второй -- пост дорожной полиции.

Позже произошло выравнивание этих постоялых дворов. Между мансио и стацио размещались постоялые дворы меньшего значения, или мутацио (места перемен упряжки лошади), в которых можно было удовлетворить наиболее насущные потребности путешествующих: что-то съесть, пе-реночевать, заменить ездовых или вьючных животных.

Расстояние между двумя мансио зависело от характера местности, однако в среднем оно составляло 40-- 55 км. Между двумя мансио могли находиться один или два меньших заезжих двора, и это уже зависело не только от местности, но и от ее заселенности.

Такие постоялые дворы отличались друг от друга объемом и качеством своего обслуживания, начиная от претория, в котором можно было принять императорскую свиту, и до скромных учреждений. Полностью оборудо-ванный постоялый двор мог предложить практически все то, в чем путешественник нуждался. Здесь можно было поесть, переночевать, сменить ездовых животных (в конюшнях больших заезжих дворов насчитывалось до сорока коней и мулов), повозки, возниц, найти слуг, людей, которые возвращали упряжных животных на предыдущую станцию, ветеринаров, каретников и колесников, исправляющих поврежденные экипажи Котлер Ф., БоуэнДж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм /Пер. с англ. -- М.: ЮНИТИ, 1998..

Постоялые и заезжие дворы и почтовые станции не строили специально для этих целей, они служили не только специально следующим путешественникам, хотя те имели, безусловно, первенство обслуживания. Почту, вопреки тому, что она обслуживала главным образом центральную власть, содержали местные жители. Императоры просто выбирали уже существовавшие постоялые дворы нужного для службы качества и включали их в систему, требуя бесплатного ночлега для каждого обладателя диплома.

Только в отдаленных местностях, как, например, на перевалах или на уединенных дорогах, императорская власть вынуждена была все строить с самого основания. В таких местах принимали на ночлег всех путешественников, частных лиц, так же как и представителей официальных властей, чтобы компенсировать расходы. Повозки, животных, возниц, конюхов -- всех привлекали для службы там из местных окрестностей, если это было возможно. С этого времени уже начали появляться люди, которые работали именно в постоялых дворах. Постоялые дворы, особенно на главных дорогах, строились римлянами со знанием дела и для своего времени были вполне удобными.

Со временем содержание заезжего двора стало обременительным для его управляющего, так как с развитием общества и цивилизации требования к нему постоянно возрастали. Их предъявляли не только те, кто имел право пользоваться заезжим двором по закону, но и те из числа лишенных совести чиновников, кто самовольно конфисковывал лошадей и экипажи либо нагло привозил с собой в заезжие дворы людей, которые не имели права на бесплатное обслуживание. Специальные инспекторы (куриози, курсус, публици) проверяли правомочность пользования дипломов по истечении срока их годности, проезда не по той трассе, по которой должно было следовать предъявившее документ лицо, пользование не тем видом ездовых животных, которыми воспользовались проезжавшие.

Императоры один за другим издавали строгие законы, чтобы прекратить злоупотребления и удержать обслуживание на заезжих дворах на соответствующем уровне.

Существовали предписания, касающиеся количества повозок и животных, которые можно было использовать официальным лицам, определявшие максимально позво-ленный груз, количество возниц, трассы путешествий, вес седел и вьюков, даже размеры и вид кнутов. Одно предписание устанавливало, что «никто не будет вознаграждать ни одного возницы, колесника и ветеринара, находящегося на службе в публичном заведении, потому что они получают питание и одежду, которых им хватает». Иначе говоря -- запрещалось давать «чаевые» этим служащим. Предписания о том, чтобы их не давать, редко выполнялись, и все указывает на то, что эти распоряжения не исполнялись надлежащим образом.

Каждое лицо, пользовавшееся почтой, должно было точно знать, где находились различные постоялые дворы. Доступными путешественникам были итинерарии, в которых перечислялись заезжие дворы вдоль данной дороги и расстояния между ними.

Существовали также условно выполненные картосхемы, из которых можно было узнать не только то, где располагался постоялый двор, но и что на нем могли предложить. До периода Возрождения дошла копия одной такой картосхемы, выполненной в средние века, так называемая Пейтингерова таблица. Она была начерчена на длинном листе пергамента шириной 33 см и длиной 6,7 см. Она крайне неточна в картографическом отношении, но представляет дороги всей Римской империи таким образом, чтобы ее легко можно было прочитать. На нее нанесена информация, подобная той, которую можно найти на современной автомобильной карте: линии, обозначающие дороги, названия городов и крупных селений и других мест, в которых можно остановиться; цифры, указывающие расстояния между ними в римских милях. Интересно отметить, что около многих названий нанесены небольшие цветные рисунки -- символы. Служили они той же цели, что и удивительно похожие на них символы в современных путеводителях. Они должны были указать с первого взгляда, каковы возможности провести ближайшую ночь во время следования данной дорогой Шаповал Г. Д. История туризма. Минск., ИП, "Эноперспектива"-1999, - 216 с.

Названия без сопровождавших их рисунков обозначали наиболее простой заезжий двор, который мог, предста-вить немногим больше чем воду, крышу над головой, еду и свежую перемену ездовых или верховых животных.

Например, путешественник, покидая Рим по Аврелиевой дороге, ведущей на север вдоль побережья Тирренского моря, мог узнать из картосхемы, что первым подходящим местом постоя будет Альсиум, в восемнадцати римских милях от столицы, с минимумом удобств (рисунок при названии отсутствовал), оттуда было десять миль до Пирги с минимумом удобств, потом было шесть миль до Пуника, где также было мало удобств, но оттуда было рукой подать до Акв Аполлинарских с перворазрядной гостиницей (обозначенной четырехугольным зданием), оттуда было четыре мили до Акв Таври с такими же удобствами, как в Аквах Аполлинарских, и т. д.

Правительственные гонцы спешили от станции к станции со средней скоростью пять миль в час, или в течение нормального дня путешествия проделывали пятьдесят римских миль. Так, известия из Рима достигали Брундизия за семь дней, до Византия -- около 25 дней, до Антиохии -- около 40 дней, до Александрии -- около 55 дней. В исключительных случаях, передвигаясь день и ночь, гонцы могли утроить эту скорость. Когда в 69 г. н. э. в Могунти-аке над Рейном (ныне Майнц, Германия) легионы взбунтовались, известие об этом достигло Рима в течение 8-9 дней. Гонец в подобных случаях преодолевал в среднем 150 римских миль в день. Путешественник, которому давали правительственные поручения, рассчитывал на удобства, предоставляемые публичной почтой, и имел мало забот. Он предъявлял диплом в близлежащем постоялом дворе и получал соответствующие средства передвижения, смотрел в свой список станций или картосхему в поисках соответствующих мест постоя на своем пути, там питался, ночевал, менял упряжку и экипаж, пока не прибывал к месту предназначения. Официально Лица, путешествовавшие частным образом, не имели права пользоваться почтой, но поскольку человеческая природа такова, какая она есть, исключения были неизбежными.

Те, кто путешествовал частным образом и не мог легально или нелегально пользоваться правительственной почтой, имел возможность найти ночлег в заезжих дворах и приютах, поскольку во многих провинциях они были единственными, а в некоторых местностях и лучшими по-стоялыми дворами. Более того, если он не путешествовал в экипаже с собственной упряжкой, он мог нанять ее, что было вполне доступно тому, кто собирался путешество-вать не пешком, а с помощью транспортных средств. Если по открытой дороге он достигал почтовой станции сразу после официальной группы, которая реквизировала все, что было в распоряжении этой станции, ему не оставалось ничего другого, как только ожидать. В любом случае он двигался медленнее правительственного гонца.

Уже в III в. до н.э. строители Рима возводили высокие многоквартирные здания - инсулы - чтобы разместить и разраставшееся населения города и гостей. Это были трех-, четырех-, а порой и пятиэтажные строения с деревянным каркасом. В Риме инсулы были заселены как бедняками, так и средним слоем горожан; люди богатые обитали а особняках. В таком многоэтажном доме сдавались внаем отдельные помещения или целые этажи. В римском порту Остии, где особенно остро ощущалась нехватка пространства, в многоэтажных инсулах жили все (сохранились остатки ряда не только благоустроенных, но и украшенных фресками и рельефами инсул). В других городах, где было достаточно пространства для застройки (таких, как Помпеи) инсул не возводили вообще, строили домики с садом или особняки. Сотни городов в Риме имели акведуки - водопроводы, подающие воду в город. Как правило, акведуки являлись монументальными сооружениями на арочных опорах. Самый длинный акведук - 132 км был возведен при императоре Адриане в Карфагене. В это же время появляются дома - лупанарии (публичные дома) Шаповал Г. Д. История туризма. Минск., ИП, "Эноперспектива"-1999, - 216 с..

Некоторые богатые землевладельцы тоже строили постоялые дворы на границах своих владений. Обычно ими управляли рабы, специализирующиеся на ведении домашнего хозяйства. Те постоялые дворы и таверны, которые располагались ближе к городам, чаще посещались богатыми гражданами, и поэтому их содержали вольноотпущенники или ушедшие на покой гладиаторы, решившие вложить свои сбережения в «ресторанный биз-нес». Хозяева постоялых дворов в те времена были лишены многих граждан-ских прав, включая право служить в армии, возбуждать против кого-либо дела в суде, приносить присягу и выступать в качестве опекунов чужих детей. Другими словами, моральные устои всякого человека, занимающегося этим бизнесом, автоматически ставились под сомнение.


Античные камеи, эти миниатюрные творения рук человеческих, сочетают в себе тонкое изящество и красоту. И хотя их возраст исчисляется не одним десятком веков, глядя на них, у каждого зрителя возникает ощущение, что эти изображения вот-вот оживут!Ведь в античные времена в Древнем Риме, в Древней Греции и эллинистических государствах это искусство достигло вершин совершенства.

Не зря про них сказано: «Геммы малы, но они побеждают столетья » (С. Рейнак). Искусство миниатюрной резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, глиптика, известно с глубокой древности. При этом, резные миниатюры, называемые геммами, могут быть двух типов – с выпуклыми изображениями (это камеи) или с вырезанными (инталии).

Инталии в качестве печатей


Инталии – более древний вид резьбы, и свой расцвет они пережили очень давно. Вырезали инталии на одноцветных камнях обычно всегда с практической целью – для использования в качестве печатей. На мягкой глине или воске проставляли оттиски, опечатывая таким образом помещения, запечатывая письма и документы. А также штамповали некоторые вещи, отмечая тем самым их принадлежность владельцу инталии.



Резьба миниатюрных инталий – дело непростое, резчик должен хорошо представлять себе, как будет выглядеть перевернутый оттиск. В качестве материала для инталий чаще всего используют разновидности кварца: сердолик и красноватый халцедон, а также горный хрусталь.







Камеи - предметы роскоши в Древней Греции

В эпоху античности, в конце IY века до н. э., мастера Древнего Рима и Древней Греции продолжая работу с инталиями, начинают работать с с другим материалом – многоцветным и многослойным сардониксом или агатом, из которого вырезают выпуклые рельефные геммы - камеи. При умелом подходе резчикам удавалось достичь интересных цветовых и световых эффектов.
Работая над двойными или тройными портретами, они старались каждый из них выдерживать в своем цвете. И если удавалось удачно попасть в цвет, что было совсем непросто, камеи будто оживали.
В то время, как инталии использовались для практических целей, камеи стали предметом роскоши. Их вставляли для красоты в перстни и диадемы, украшали ими свою одежду… Но далеко не каждый мог позволить себе их приобрести.

Геммы Александрии

Первыми, кто начал работать с камеями на основе полихромного сардоникса, были безымянные греческие мастера-резчики по камню, служившие при дворе Птолемеев в Александрии. По части глиптики это были большие мастера, даже самые ранние их работы с камеями были выполнены виртуозно.



Целый ряд созданных ими работ стали знаменитыми шедеврами. К ним относят уникальную «Камею Гонзага», «Чашу Фарнезе», «Кубок Птолемея» и другие.

Самой блестящей их работой, признанной шедевром на все времена, стала «Камея Гонзага», хранящаяся в Эрмитаже.


Прекраснейшая камея, одна из самых крупных. На ней вырезано два профиля – мужской и женский. Скорее всего, это Птолемей II и его жена Арсиноя, являющаяся также и его сестрой.

Эта камея не избежала судьбы многих исторических реликвий: семь раз она переходила от одного владельца к другому, пока не оказалась в Петербурге. Ее в 1814 году подарила российскому императору Александру I Жозефина после поражения Франции в войне с Россией.




Глиптика в Древнем Риме

После падения царства Птолемеев (30-ый год до н.э.) закончилась эпоха эллинизма, и греческие мастера стали трудиться на благо Римской империи, которая с успехом впитала культуру Древней Эллады, в том числе и глиптику. Но воспроизводя у себя ее лучшие образцы, римские резчики стали во множестве создавать портретные и многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими героями.
Постепенно в истории глиптики наступил новый период, в котором оформился новый стиль. Теперь основной сюжетной линией стал триумф императора, а в технике предпочтение стали отдавать более строгим и графичным двуцветным композициям - белым силуэтам на темном фоне.

«Камея Августа»


На этой двуцветной камее изображен император Август в окружении реальных исторических личностей и римских богов.

«Гемма Тиберия»



Эта камея - самая большая камея в мире. Наполеон I назвал ее «Великой камеей Франции». Изготовлена камея в период правления императора Тиберия в его честь на основе пятислойного сардоникса. На ней в трех рядах расположены более 20 фигур. Император Тиберий с женой Ливией изображен в окружении своих родственников и богов, вырезанных с ювелирной точностью, а у них под ногами – побеждённые германцы и даки со своими женщинами и детьми.

Понятно, что миниатюрная резьба по камню совсем не простое дело, требующее большого мастерства и терпения. Помимо этого, мастер должен уметь разглядеть в камне красоту, предугадать, как внутри него расположены слои. Сам процесс резьбы очень длительный. На создание одной камеи могут уйти даже не месяцы, а годы упорного труда. Специалисты сравнивают процесс изготовления одной большой камеи со строительством целого собора. Видимо, надо очень сильно любить свое дело, чтобы этим заниматься.

Но, несмотря на все эти сложности, из-под резцов античных мастеров вышло много прекрасных экземпляров, настоящих произведений искусства. И все последующие годы они остаются идеалом красоты и совершенства, к которому стремятся многие мастера глиптики.

Инталии



Камеи


В центре креста размещена довольно большая камея, на которой изображен император Август. Крест этот был подарен древнейшему и знаменитому Ахенскому собору германским императором Оттоном III.



Камея императора Константина, сардоникс, IV век н. э., Константин и Тихе. Сардоникс. Римская работа. IV в. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.


Лучшими коллекциями камей обладают музеи Вены, Парижа и Санкт-Петербурга. Во многом благодаря стараниям Екатерины II, обожавшей камеи и коллекционирующей их, собрание античных камей Эрмитажа - одно из крупнейших в мире. И сегодня впечатляют самых изысканных ценителей.

| ПОЧТОВЫЕ СЛУЖБЫ ДРЕВНЕГО МИРА

Хотя слово "почта" появилось в древнем Риме только на рубеже нашей эры, для удобства так принято назы­вать различные службы связи, суще­ствовавшие ранее. Это же относится к таким терминам, как "почтмейстер", "отправка корреспонденции" и другим.

Почта в стране пирамид. Известно, что уже при фараонах IV династии (2900 - 2700 гг. до н. э.) в Египте существовала почта с пешими (скороходами) и конными гонцами, курсировавшими по военным дорогам в Ливию, Абиссинию, Аравию. Местное население обязывалось предоставлять гонцам постой. Фараоны в виде особых привилегий освобождали отдельные го­рода от этой повинности. Сведения об этом находят в древних папи­русах. Например, фараон Пиопи (Лепи) II из VI династии, правившей Древним Царством в 2500 - 2400 гг. до н. э., даровал льготы городам Копту и Дашуру: "Повелено моим величеством, чтобы ради царя Снофру был освобожден этот город от работ всякого ро­да и повинностей, возложенных в пользу царского дома и двора, . .. чтобы все аренда­торы этого города были свободны от постоя курьеров, идущих по воде или суше, вверх или вниз, на вечные времена... "

Служба царских гонцов была тяжелой и опасной. По обычаям того времени гонца, принесшего плохую весть, разгневанный вла­стелин мог казнить. Рассказ об опасностях и невзгодах такой службы сохранился в днев­нике ученого, относящемся ко временам XII династии (2000 - 1788 гг. до н. э.): "Когда гонец выходит в чужую страну, за­вещает он имущество свое детям своим из страха перед львами и азиатами. И если вер­нулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, как скоро должен снова собираться в путь". Автор за­вещает своему сыну: "Становись кем хо­чешь, но не гонцом".

Письма чаще всего писали на папи­русе, свертывали в трубку, обвязывали бечевкойизапечатывали глиняной пе­чатью.

Египетские феллахи в Тель-эль-Амарне, где вдревности находился Ахета-тон - столица египетского царя Амен­хотепа IV (Эхнатона) (1419 - 1400 до н. э.), нашли в1887 г. его архив ино­странных дел. Несколько сот глиняных табличек, написанных вавилонской кли­нописью, составляли переписку фараона с царями вавилонского, хеттского, митаннийского и ассирийского государств, а также донесения египетскому царю от подчиненных ему князей сирийских и финикийских городов.

Через 20 лет, в 1906 г., недалеко от Анкары, близ деревни Богазкей экспе­диция профессора Г. Винклера раскопа­ла хеттскую столицу Хаттусас и нашла другой огромный архив (около 15 тыс. глиняных табличек). Среди различных документов здесь хранилось и много писем на хеттском, аккадском и других языках. Письма относились главным образом в XIV- XIII вв. до н. э.

Среди них было найдено знаменитое пись­мо вдовы рано умершего фараона Тутанхамона к царю хеттов Суппилулиуму. "Мой муж умер, сына у меня нет, - писала она. -А у тебя, говорят, много сыновей. Если ты дашь мне одного из них, будет он мне мужем. Что же мне, раба, что ли, своего брать в мужья и почитать его?".

На дорогах огромного царства Ахаменидов . Наиболее совершенную для своего времени систему почтовой свя­зи начал создавать персидский царь Кир II Великий (? -530дон.э.); наивыс­шего уровня она достигла при Дарие I (522 - 486 до и. э.). Чтобы прочнее удерживать в подчинении многочислен­ные народы на громадной территории, нужно было иметь мощную и разви­тую сеть дорог. Персидские дороги не только имели много общего с ассирий­скими военными дорогами, но превос­ходили их, они могут быть названы предшественниками римских дорог. Одна из главных дорог-царская- шла от Сард на эгейском побережье Малой Азии через Армению и Ассирию к югу Двуречья на Сузы. От нее ответвлялись две другие дороги: одна к Тиру и Сидону, другая к границам Бактрии и Ин­дии. Было много и других дорог.

Греческие историки Геродот (484 -425 до н. э.) и Ксенофонт (430 - 355 до н. э.) восторгались состоянием дорог и четкостью организации курьерской службы. Геродот, путешествовавший в середине V в. до н. э. по персидскому государству, отме­чал, что дороги дали ему возможность деталь­но познакомиться со страной. На всем протя­жении царской дороги имелись царские го­стиницы с прекрасными жилыми покоями. В различных пунктах стояли войска, обеспе­чивавшие безопасность движения почты, путе­шественников, купцов с товарами. Чтобы покрыть путь от Сард до Суз (около 2300 ки­лометров) , пашему путешественнику, по сло­вам Геродота, требовалось около 90 дней.

Царская почта доставлялась значи­тельно быстрее. Расстояние в 20 кило­метров между станциями-гостиницами разбивалось на парасанги (пять кило­метров), в конце которых располага­лись пикеты курьеров, всегда готовых в путь. Почта передавалась по принци­пу эстафеты: всадник, получив почту, мчал по весь опор к соседнему пикету, передавал пакет другому, мчавшемуся далее. Поэтому огромное расстояние из конца в конец царской дороги государ­ственная почта преодолевала за шесть - восемь дней, пройдя 111 станций.

Эта почта у греков называлась "ангарейон", а гонцы "ангарой". "Персы так умело организовывали передачу вестей, - пишет Ге­родот, - что никто в мире не может прев­зойти их гонцов. . . Ни снег, ни дождь, ни жа­ра, ни темень не задержат посланцев царя Дария, не помешают им с самой большой скоростью промчать выделенный им отре­зок пути. . . Ничто на свете не исполняется так быстро, как приказы, доставляемые его курьерами. . ." Геродоту вторит Ксенофонт, который пишет о гонцах Кира Младшего (? - 401 до н. э.): "Никто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журав­ли едва поспевают за ними".

Персы впервые ввели и регулярно действующую почтовую связь, которую теперь принято называть военно-поле вой почтой. За армией, совершавшей за­воевательный поход, двигалась специ­альная служба, поддерживавшая почто­вую связь со столицей государства. Есть сведения, что особо важные и сроч­ные военные известия и приказы пере­давались от пикета к пикету огневыми сигналами.

Под небом Эллады. Особенности по­литической жизни древней Греции обус­ловили своеобразие ее почтовых связей. Многочисленные мелкие государства, города-государства не поддерживали между собой регулярного почтового со­общения - они в нем попросту не нуж­дались. Если возникала потребность пе­редать важное известие (например, во­енное), то использовали морские суда (для связи с островами и многочислен­ными колониями по берегам Средизем­ного и Черного морей) или гемеродромов - "дневных гонцов" (при необхо­димости они бежали и ночью). Для пе­редачи известий на близкие расстояния использовали грамматофоров ("письмоносцев") . Служба тех и других счи­талась ответственной и почетной. Для нее отбирали выносливых и быстрых бегунов, нередко олимпиоников - по­бедителей Олимпийских игр.

История сохранила сведения о Ласфене, гемеродроме из Фив, обгонявшем на длин­ных дистанциях быстроногих коней. Его друг Эфхид совершил подвиг, пожертвовав жизнью, подобно знаменитому марафонскому вестнику. Эфхид пробежал более 200 кило­метров, чтобы доставить священный огонь из Дельфийского храма, когда в храме на афинском Акрополе священный огонь погас по недосмотру жрицы. Эфхид бежал так быстро, что, возвратясь в Афины, скончал­ся от переутомления. Другой известный го­нец Филипп за 24 часа пробежал 225 километ­ров, чтобы передать лакедемонянам просьбу афинян о военной помощи против вторг­шихся персов.

В древнем Риме. На необозримых пространствах древнеримского государ­ства и покоренных Римом стран, от Ближнего Востока до Британии, была создана разветвленная, действующая по четкому регламенту система связи. Поч­та существовала еще во времена респу­блики, но упорядоченная Юлием Цеза­рем (100 - 44 до н. э.), была усовер­шенствована во времена правления Ав­густа (27 до н. э. - 14 н. э.), а высше­го расцвета достигла при императорах Нерве, Траяне, Адриане (96 - 138 н. э.). Отдельные маршруты с общей протя­женностью около 100 000 километров были постепенно объединены в единую систему. Почтовая служба получила наз­вание "курсус публикус" - обществен­ная почта. Справедливости ради отме­тим, что это название не совсем соответствовало истине: почтой могли поль­зоваться лишь члены императорской семьи, патриции, чиновники, легионеры. Но со временем за определенную плату почта стала обслуживать и более широ­кие слои римских свободных граждан. На расстоянии одного дня пути рас­полагались главные почтовые станции -мансио, где можно было сменить по­возку, возничего, поесть и переноче­вать. Между двумя мансио находилось обычно шесть - восемь промежуточных станций - мутацио, где при необходи­мости меняли лошадей. Почту достав­ляли и пешие послы (курсориус), и конные гонцы (вередарии). Кроме пи­сем перевозились пассажиры и грузы. Для этого использовались повозки стро­го определенных типов (рис. 14, а) - от легких двухколесных, запряженных лошадьми, до тяжелых четырехколес­ных, в которые запрягалось 8-10 лошадей, мулов, ослов или волов. Все было расписано до мельчайших под­робностей: и виды отправлений, и гру­зоподъемность повозок, и категории пассажиров, и служащих, их содержа­ние и т. д.

Этой системе связи мы обязаны и появле­нием слова "почта". Особых названий стан­ции не имели. Если нужно было указать станцию, то писали или говорили: "станция, находящаяся в пункте N " или "промежуточ­ная станция, находящаяся в пункте NN ". От слова "позита" - "находящаяся" - воз­никло со временем слово "почта", которое в XIII в. вошло в большинство европейских языков. Многие исследователи считают, что слово "почта" в средневековой Европе впер­вые употреблено на итальянском языке ("poeste")B 1298 г. в известной книге Марко Поло "Путешествие

Лучшие статьи по теме